В России могут отменить деление студентов на магистров и бакалавров

Ректор главного российского вуза – Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова – считает, что в России необходимо отменить деление студентов на магистров и бакалавров. По его мнению, специфика Болонской системы образования совершенно не подходит для российских реалий и значительно ухудшает качество получаемого образования.

Напомним, что Россия присоединилась в Болонской системе образования в 2009 году. Она предполагает обучение в высших учебных заведениях на двух уровнях – бакалавриате (4 года) и магистратуре (последующие 2 года). В обоих случаях образование считается высшим, но магистратура предполагает более углубленное практикоориентированное образование по профилю. Несмотря на то, что в России были введены степени бакалавра и магистра, от программ специалитета (5 лет) решили не отказываться. Подробнее о сложившейся ситуации в образовательной системе вузов России можно прочесть в нашем материале.

Помимо ректора МГУ многие эксперты также сходятся во мнении, что Болонская образовательная система не приносит никакой пользы нашей стране и качеству образования. То есть в России сейчас наблюдается не совсем понятная ситуация: в первые годы обучения студент получает теоретические знания, а на последних курсах обучение должно быть ориентировано на практическую составляющую, освоение профессии. А если студент решает не продолжать обучение в магистратуре после получения степени бакалавра, то получается, что для работы на предприятии он не готов. Раньше же в России был только специалитет, по программам которого в зависимости от специальности учились 5-6 лет, и в любом случае получали как фундаментальные знания, так и практические навыки. 

Кстати, несмотря на то, что Россия придерживается Болонской системы, в европейских странах российские специалисты с дипломом бакалавра ценятся не очень высоко, так как как это образование считается недостаточным. Часто это очень сильно затрудняет образовательный процесс российских граждан, которые хотят продолжать учиться за границей. На деле российским студентам отказывают под различными предлогами в праве обучаться в европейских вузах. А вот если на Запад приедет российский специалист с образованием физика или программиста, то он в европейских компаниях будет весьма востребован.

Получается, что, став частью Болонской системы образования, Россия на деле не получила никаких ощутимых выгод, а только неразбериху в отечественной образовательной системе. В частности, во многих российских вузах на программах бакалавриата пришлось значительно сократить количество часов по профильной специальности.

Поэтому педагогическое и экспертное сообщество призывает отказаться от Болонской системы, чтобы наконец привести в порядок образовательные процессы в российской высшей школе.