Систему целевого обучения ждет реформа

Недавно состоялась предварительная консультация Правительства РФ с Государственной Думой о внесении поправок по реализации целевого обучения в вузах и ссузах в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

На данный момент в законе есть статья о целевом приеме граждан, однако договоры о целевом обучении с абитуриентами вправе заключать только федеральные и муниципальные органы власти и компании с государственным или муниципальным участием в уставном капитале. Безусловно, иные коммерческие организации также могут участвовать в целевом отборе: они оплачивают обучение студентов за свой счет, взаимодействуют с вузами по разработке образовательных программ, но фактически такое участие на данный момент не регулируется законом.

Вместе с тем, у экспертов возникают вопросы и к тем соглашениям, которые заключают органы власти и предприятия с госучастием в рамках реализации целевого обучения.  По результатам проверки договоров о целевом приеме, которая прошла в 2017 году, Министерством образования и науки РФ было заключено, что более половины документов формально вообще не содержат пункты об обязательном трудоустройстве студентов, более чем в 40% договоров не прописаны меры социальной поддержки молодых людей. Именно поэтому 50% выпустившихся целевиков не попадают в компании, которые оплатили их обучение.

Предложенные нововведения

Согласно новой версии законопроекта, заказчиками целевого обучения могут выступать не только госструктуры, но также юридические лица и даже индивидуальные предприниматели. Тем не менее, обучать целевиков за счет государственного бюджета смогут только органы власти, государственные компании и предприятия оборонно-промышленного комплекса. Частные организации должны будут сами оплачивать обучение студентов.

Одно из самых важных нововведений в закон – пункт об обязательствах студентов, которые связаны со 100%-ным освоением образовательной программы. Студенты-целевики, отчисленные за двойки, будут обязаны возместить несостоявшимся работодателям все понесенные расходы.

Финансовые санкции коснутся и выпускников вузов, не отработавших на предприятии как минимум три года после выпуска. А работодатель, который откажется трудоустроить целевого молодого специалиста, будет должен выплатить ему компенсацию — три средних по региону заработных платы. Кроме того, если студент числился на бюджетном отделении, нарушителю договора – будь то студент или потенциальный работодатель — придется компенсировать образовательному учреждению и государству расходы, затраченные на обучение.

Также поправки в закон позволяют заключать целевые договоры студентам, обучающимся на контрактной основе. Однако особенности финансовых взаимоотношений таких молодых людей и их потенциальных работодателей документ не уточняет.

Комментарии экспертов

По мнению экспертов, с одной стороны, нельзя назвать поправки в закон новаторскими, ведь большинство предлагаемых норм и сейчас находят свое отражение в договорах между работодателями, вузами и студентами.

С другой стороны, по словам президента Союза литейщиков Санкт-Петербурга, члена коллегии комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга, доктора технических наук Владимира Евсеева, «законопроект уточняет и закрепляет единые для всех участников процесса правила игры, в том числе одно важнейшее правило, которое пока работает со скрипом, — об обязательной трехлетней отработке на предприятии, являющемся заказчиком целевого обучения». Это может повлиять на уменьшение числа случаев разрыва договор между студентами и потенциальными работодателями и послужить хорошим стимулом для закрепления молодых специалистов на производствах.

Новость подготовлена по материалам Российской Газеты.