Готовы ли работодатели всерьез воспринимать дипломы, полученные онлайн?

На днях в адрес Министерства образования и науки РФ поступило замечание от депутатов Госдумы за то, что в настоящее время в системе высшего образования не в полной мере применяются технологии электронного обучения. Ранее чиновниками было дано обещание снять к началу 2018 года административные барьеры, которые не позволяют вузам России учитывать в образовательной деятельности сертификаты и дипломы студентов о пройденных открытых онлайн-курсах.  

Несмотря на то, что на сегодняшний день в вузах не существует единых требований к зачетам, и университеты сами вправе определять, стоит или нет ставить «зачет» студенту, прошедшему онлайн-обучение по какой-либо дисциплине, многие образовательные организации не пользуются такой возможностью, так как боятся разногласий со Счетной палатой, выделяющей бюджеты на реализацию образовательных стандартов. Ведь получается, что часть программы студент освоил не в вузе, а в другой организации, и выделенные ресурсы не были потрачены, а значит их могут потребовать обратно.

В целях прояснения ситуации и повышения эффективности развития цифровой образовательной среды в вузах России Госдума рекомендовала Правительству РФ создать комиссию по развитию индустрии электронного обучения, а также подготовить проект федерального закона «Об индустрии электронного обучения». Возглавить данное направление деятельности было предложено Дмитрию Медведеву.

Все большее вовлечение высших учебных заведений в реализацию дистанционных образовательных программ и взаимодействие с организациями, проводящими массовое онлайн-обучение, порождает вопрос о том, как к студентам, которые в течение 4-5 лет получают образование онлайн, относятся работодатели? Будут ли выпускники дистанционных программ востребованы на рынке?

Результаты исследования, проведенного по заказу Минобрнауки РФ НИТУ МИСиС — информационным оператором проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», показали, что работодатели достаточно положительно оценивают перспективы онлайн-образования.

В рамках социологического исследования, которое проводилось в конце 2017 года, был проведен опрос более 1 тысячи человек. В число респондентов вошли: студенты, руководители и преподаватели учебных заведений, руководители и HR-директора компаний из 15 городов страны с населением не менее 500 тысяч человек. Полученные данные показали, что около половины опрошенных руководителей и директоров по персоналу коммерческих компаний в основном положительно относятся к онлайн-образованию, в то время, как среди руководителей вузов, преподавателей и студентов мнение на этот счет менее оптимистичное.

*Диаграмма взята с официального сайта Приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

Тем не менее, основными стимулами к получению образования онлайн были названы повышение квалификации (55,3%) и получение дополнительного профессионального образования или второго высшего (43,8%). И лишь 11,8% опрошенных отметили, что получение первого высшего образования может являться фактором привлекательности онлайн-обучения.

Таким образом, итоги опроса показывают, что в целом работодатели все еще отдают приоритет молодым специалистам, получившим основное высшее образование очно. Это относится в первую очередь к компаниям и предприятиям, осуществляющим деятельность в области медицины, промышленности, приборо- и машиностроения, разработки информационных технологий, наноматериалов, производства, строительства, архитектуры и дизайна. Однако некоторые готовы брать на работу выпускников вузов, получивших дистанционное образование, особенно если речь идет о втором высшем.

Если вы решили выбрать для получения первого или второго высшего образования дистанционную форму обучения, с возможными вариантами получения образования можете ознакомиться в каталоге дистанционных программ Поступи.Онлайн. Рекомендуем внимательно относиться к рейтингу высшего учебного заведения, в которое планируете поступать, тщательно ознакомиться с описанием профильных дисциплин, возможностями будущей карьеры и доступными после окончания обучения профессиями.