Всех детей с ментальными заболеваниями охватят образованием

Проблема заключается в том, что более половины молодых инвалидов (от 18 до 35 лет) с ментальными заболеваниями, проживающих в отделениях для молодых инвалидов детских домов-интернатов (ДДИ), не имеют доступа к образовательным услугам, так как ранее были признаны необучаемыми.

Минтруд предлагает пересмотреть заключения о «необучаемости» инвалидов, определить реабилитационный потенциал каждого воспитанника и «проработать модели» получения образования. Соответствующие рекомендации ведомство направило в Минобрнауки.

Более половины инвалидов молодого возраста, проживающих в детских интернатах психоневрологического профиля, никогда не были включены в образовательный процесс, заявила на заседании рабочей группы по проработке основных подходов к реформированию деятельности психоневрологических интернатов глава департамента демографической политики и соцзащиты населения Минтруда Светлана Петрова.

По определению экспертов, к категории молодых инвалидов относятся люди от 18 до 35 лет, в 18 лет воспитанники детских домов-интернатов (ДДИ) переводятся во «взрослые» учреждения — психоневрологические интернаты (ПНИ).

В некоторых ДДИ открыты отделения инвалидов молодого возраста. В России функционирует более 140 детских интернатов системы социальной защиты, более 130 из которых психоневрологического профиля, еще 11 — интернаты для детей с физическими нарушениями. В этих учреждениях проживают более 20 тыс. человек.

Согласно данным Минтруда на конец 2017 года, 96% детей-инвалидов и 33% инвалидов молодого возраста, «которые проживают в детских ПНИ», получают образование. Так, 15% детей-воспитанников ДДИ учатся в детсадах, школах и профессиональных колледжах, 46% таких детей обучают сотрудники образовательных организаций на базе ДДИ, еще 35% детей — сотрудники ДДИ на базе собственных образовательных подразделений.

Только один процент детей-инвалидов уже завершили обучение, а 3% не могут учиться по состоянию здоровья. Среди молодых инвалидов 7% учатся в школах и профессиональных колледжах, 12% обучают сотрудники образовательных организаций на базе ДДИ, еще 13% — сотрудники ДДИ на базе собственных образовательных подразделений, 13% молодых инвалидов, живущих в ДДИ, завершили обучение.

Еще 54% инвалидов молодого возраста ранее не обучались, так как «до недавнего времени считались необучаемыми». Как объяснила госпожа Петрова, причины этого разные, и не только объективные.

Минтруд направил в Минобрнауки предложения, «отражающие особые образовательные потребности воспитанников ДДИ», и предложил учесть их в комплексном плане по организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования инвалидами на 2018–2020 годы.

Как сообщили в пресс-службе Минтруда, чтобы достичь стопроцентного охвата образовательными услугами воспитанников детских интернатов социальной направленности и молодых инвалидов, ранее считавшихся необучаемыми, предлагается пересмотреть выданные заключения психолого-медико-педагогических комиссий. В них отсутствуют рекомендации по обучению, имеются противопоказания к учебе или установлена отсрочка от обучения.

Кроме того, в Минтруде также предлагают пересмотреть индивидуальные программы реабилитации и абилитации (лечебные и социальные мероприятия, направленные на адаптацию к жизни) инвалидов.

При этом будут изменены подходы к обучению, трудовой или профессиональной интеграции. Предстоит провести работу по оценке и определению реабилитационного потенциала каждого воспитанника ДДИ и «проработать» модели получения ими дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования на базе образовательных организаций «с целью их поэтапного включения в образовательный процесс».

В беседе с журнаслитами член Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Клочко отметила, что более чем из 20 тыс. детей, проживающих в интернатах, «от 30% в небольших городах и до 50% в мегаполисах — это дети, которые попали туда вынужденно, у них есть родители, а дети оказались в интернатах, так как у них не было доступа к получению образования на местах».

Напомним, что с 2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети начали учиться по ним, но большинство тех, кто находится в ДДИ, гораздо старше тех, кто сейчас обучается по этой программе во втором классе.

Пока совершенно непонятно, что с ними будет, так как они не попали в эти новые программы. Но в ДДИ сейчас возрастной пик прибытия — это дети от 12 лет». Сегодня  в интернатах для детей-инвалидов дают, как правило, только дополнительное образование:

Так, в Москве, например, только два учреждения лицензированы как школы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью».