Эксперты: отсутствие оценок в начальных классах помогает легче адаптироваться к школе

Отсутствие системы оценок в начальных классах помогает в адаптации ребенка к школьной жизни. Такое мнение высказали эксперты в пятницу в разговоре с ТАСС.

Ранее министр просвещения РФ Ольга Васильева высказалась против возможного введения оценочной системы в первых классах. По словам министра, у первоклассников должна быть другая мотивация к обучению, добавив, что введение оценочной системы в первом классе не приведет ни к чему хорошему.

Представитель Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова считает, что при отсутствии оценок дети легче переносят период адаптации к школе.

«У нас уже существует практика безоценочных технологий в начальной школе. Она показала, что процесс адаптации ребят, особенно в первом классе, происходит весьма успешно. Нельзя сказать, что там нет совсем оценок, просто они в другой форме. Ребята психологически переносят это спокойнее», — сказала она, добавив, что такое решение достаточно взвешенное.

Оценки не нужны детям

Педагог, психолог, основатель Института неформального образования и школы «Апельсин» Дмитрий Зицер обращает внимание, что многие Европейские школы уже давно отказались от оценок. «В Великобритании первые шесть лет оценки не ставятся. Частные школы ушли от этого, с образовательной точки зрения, мотивацией обучения должно быть любопытство. Про Финляндию слышали все: в их системе образования оценок сегодня нет, за последние три года по всем исследованиям финны занимают первое место», — сказал он, добавив, что в таком случае в школу «дети бегут бегом».

Зицер отметил, что пятибалльная система оценок в школах не всегда объективна. «Предположим, человек делает 20 ошибок в диктанте, получает, естественно, «двойку». После этого долго-долго работает и делает 15 ошибок, получая снова двойку. Даже, когда он делает пять ошибок, он все еще получает «двойку», — сказал эксперт.

Директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко также поддержала безоценочное обучение в начальных классах. «Задача, особенно начальной школы, — сформировать у ребенка интерес к познанию нового. Если он в детском саду только начинает, и задача дошкольного образования заложить основы, подготовить ребенка, то здесь он начинает делать первые шаги. И от того, насколько поддерживающая атмосфера будет складываться, чем гармоничнее и комфортнее, менее травматично он в нее войдет, тем лучше, оценки всегда, какие бы они не были, травмируют психику, особенно если они плохие, отбивают весь интерес к учебе», — сказала эксперт.

Учитель русского языка и литературы, член совета Межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий в свою очередь отметил, что в своей школе пользуется внутренним рейтингом, а не «формальными» оценками. «Тем более, что школьные оценки сейчас, в общем-то, детям совсем не нужны. В колледжи дети поступают по ОГЭ, в вузы — по олимпиадам и ЕГЭ», — сказал он.

Эксперт также отметил, что оценки не особо важны при поступлении в вуз. «Строго говоря, выпускнику школы аттестат нужен только для того, чтобы родителей порадовать, либо для поступления в иностранные вузы, где требуют аттестат. Но для российских вузов он мало что значит. Поэтому вообще на оценки, тем более в старших классах, дети вообще не обращают никакого внимания», — добавил он.

Бесконтрольное обучение

Однако, по словам преподавателя математики московской школы № 2007, заслуженного учителя РФ, соавтора семи учебников математики Александра Шевкина, отмена школьных отметок оставит учебный процесс без контроля.

«Учитель превращается в консультанта и помощника для детей в их общении с «электронным учителем», который и будет ставить свои баллы. При этом уйдут личностное общение преподавателя и учащегося, возможность учитывать индивидуальные особенности. Мы уже получили катастрофические последствия внедрения ЕГЭ без научного и практического обоснования», — сказал он.